Завоевание Ташкента
Неудачное наступление кокандцев на Туркестан в 1864 году не остудило воинственных планов правителей Бухары, которые уже весной 1865 года начали готовиться к военным действиям против русских войск.
После военного сбора бухарцы выдвинулись из Самарканда к Ташкенту, чтобы соединиться с кокандцами. В это время генерал Черняев находился со своими войсками в Чемкенте. Он отлично понимал, какую угрозу может представлять объединенная армия двух ханств. В создавшейся ситуации у генерала было два пути: готовиться к обороне Чемкента или разбить противников, пока они не объединились.
Генерал выбрал второй путь. Это было очень смелое решение. Ведь гарнизон Чемкента состоял всего из 2 тысяч человек. Причем гарнизон плохо снабжался. Поэтому запасы провианта, боеприпасов и амуниции были весьма скудными. Возможно, это и повлияло на решение Черняева.
Но в любом случае решение было принято, и в апреле 1865 года Черняев со своим отрядом выступил из Чемкента. Сразу же русская армия захватила крепость Ниазбек, которая находилась на реке Чирчик. Это была ключевая крепость, которая контролировала поставку воды в Ташкент. Таким образом, русские войска смогли оставить Ташкент без воды, что вынудило Алимкула покинуть Ташкент и выдвинуться к Ниазбеку. 9-го мая его отряд был разбит русскими войсками. Причем сам Аликмул пал в бою.
Затем русские войска подступили к Ташкенту вплотную. Но в городе уже появился отряд бухарцев под предводительством Искандер-Бека, который в связи со смертью Аликмула принял командование над оставшимся гарнизоном города. А гарнизон в Ташкенте был весьма внушительный – порядка 30 тысяч человек и 60 орудий. А население Ташкента на то время составляло 100 тысяч человек.
Взять такой крупный город в осаду силами 2 тысяч солдат было невозможно. Поэтому было принято решение штурмовать город. Черняев решил нанести удар в направлении Камеланских ворот. Для штурма был сформирован отряд из 2-х с половиной рот. Командовать штурмовиками было поручено штабс-капитану Абрамову. А полковнику Краевскому было поручено провести отвлекающий маневр у Кокандских ворот.
Штурм города начался 15-го июня. Благодаря обилию садовых деревьев штурмовики смогли незаметно приблизиться к Камелинским воротам. Стража заметила штурмовиков, когда они находились всего в 50-ти метрах от крепостной стены. Раздались крики и выстрелы, штурмовики с лестницами бросились на стену. Всего несколько минут понадобилось русским войскам, чтобы овладеть крепостью. Решимость солдат поддерживал священник Малов, который шел в первых рядах штурмовиков.
Выждав подхода резервных сил штурмовой отряд начал продвигаться вдоль стены и уничтожать неприятеля. Но время играло против штурмовиков. С каждым метром плотность врагов увеличивалась. Их приходилось выбивать из садов и домов, которые прилегали к крепостной стене. Но штурмовой отряд все равно смог пробиться к Кокандским воротам, где соединился с отрядом полковника Краевского.
Резервные же отряды рванулись на штурм городской цитадели. Уличные бои продолжались целый день, а вечером некоторые старшины городских кварталов явились к Черняеву с предложением мира. Генерал принял их предложение и оттянул все свои силы к крепостной стене. Но с наступлением темноты противник атаковал русские войска.
Бой продолжился. Всю ночь продолжался напряженный и яростный бой. Фортуна в очередной раз улыбнулась русским войскам, которым удалось вновь отбросить неприятеля от городских стен. Но и после этого целый день продолжались уличные бои, которые привели к пожарам в городе. Лишь 17-го июня город сдался.
Занятие Ташкента позволило русским войскам укрепиться на Сырдарье. Кроме того, русские войска заняли Чиназ, благодаря которому ташкентский гарнизон мог всегда своевременно получать сообщения о наступлении неприятеля. |