Защита Самарканда русскими войсками в 1968 году
Самарканд считался священным городом у мусульман. Поэтому к его освобождению подключился не только бухарский эмир, но и эмир Коканда, и горные племена Джура-бека. После освобождения Самарканда, союзники планировали двинуться на Ташкент. Но стойкость городского гарнизона и отличные действия военной разведки помешали союзникам преуспеть в их коварном плане.
На тот момент гарнизон Самарканда состоял из 585 человек, которые были сосредоточены в Самаркандской цитадели, обнесенной глиняной стеной и широким рвом. Именно в этой цитадели находился знаменитый Кок-таш (Зеленый камень трона Тамерлана). С городом цитадель была связана двумя воротами: Самаркандскими и Бухарскими. Место расположения цитадели было таково, что ее внутренний двор хорошо простреливался с городских крыш.
Командовал гарнизоном майор Штемпель, которому хватило мудрости не выходит в поле для сражения с неприятелем, а запереться в цитадели. Стоит отметить, что к солдатам присоединилось и ополчение (140 человек) из русских, которые находились в городе.
Ранним утром 2-го июня около 50-ти тысяч шахрисябов, самаркандцев и жителей Зеравшана пошли на штурм цитадели. Штурм сопровождался барабанным боем и дикими криками. Мусульмане затащили на крыши мечетей орудия и били оттуда по внутреннему дворику. Штурм начался одновременно с семи сторон (со стороны ворот, со стороны проломов близь ворот, со стороны кладбища, со стороны калитки у родника и со стороны пролома в западной стене). Благо многогранная форма цитадели позволяла нападающим сделать это.
Но ближнего боя с регулярной армией неорганизованные толпы туркмен не выдержали. Поэтому первый приступ русские войска отбили достаточно легко. Хоть бухарцы и дорого заплатили за этот приступ (их тела заполнили проломы в стене цитадели), но и гарнизон цитадели понес существенные потери (80 человек).
Защитой Бухарских ворот руководил подполковник Назаров, который стал тем, кто смог воодушевить гарнизон на жесткую оборону. А обороной Самаркандских ворот руководил капитан Шеметилло.
Ночью после неудачного штурма нападающие смогли поджечь Самаркандские ворота, но защитникам цитадели удалось потушить их, а выгоревший кусок ворот превратить в амбразуру, через которую по нападающим стали бить картечью из пушки. Зато Бухарские ворота были полностью разрушены огнем. Поэтому за ними был в срочном порядке выстроен вал, который прикрывало артиллерийское орудие.
3-го июня в 4-е часа утра началась очередная атака. Причем противник вновь атаковал со всех направлений. Самаркандские ворота вновь запылали, но защитники цитадели смогли заделать дверной проем мешками с землей, а атака захлебнулась в огне картечи.
К 5-ти часам неприятель смог добиться успеха лишь в одном месте – бухарцы проникли в цитадель через проем, который находился левее Бухарских ворот. Но защитники цитадели смогли выбить их обратно. А уже в 10 часов неприятель смог прорвать оборону в 2-х местах: в западной стене у склада с провиантом и в восточной стене немного правее Самаркандских ворот. Началась жестокая битва, в которой приняли участие даже раненые солдаты из госпиталя. Коменданту пришлось вводить в действие весь резерв, чтобы устранить угрозу. А в 11-ть часов настал черед Бухарских ворот, где возглавить нападение на фанатиков пришлось Назарову, чтобы личным примером воодушевить солдат. Противник не выдержал штыковой атаки русских войск и бросился бежать, а преследовавшие его русские солдаты в горячке боя даже не заметили, что преследуют противника уже на городских улицах.
Очередную попытку штурма цитадели противник предпринял в 17-ть часов. Но и она оказалась крайне неудачной. А русским солдатом удалось не только отбить ее, но и поджечь близлежащие здания, из которых велся огонь по форту. На этом попытки штурма крепости временно прекратились. В этот день было убито еще 70-ть защитников Самарканда. Фактически гарнизон крепости сократился на четверть.
Существенные потери защитников форта вынудили коменданта приступить к укреплению ханского дворца, который должен был стать последним рубежом обороны. Причем было принято решение взорвать ханский дворец вместе с защитниками в случае крайней необходимости – попадать в плен к неприятелю никто не хотел.
Но положение защитников Самарканда несколько улучшилось, когда Джура-бек отвел свои войска от города. В результате численность противника сразу уменьшилась до 25 тысяч человек. Такое решение Джура-бек принял после того, как узнал, что Кауфман отказался от штурма Бухары и повернул свои войска обратно.
Неприятель хоть и в уменьшенном количестве, но продолжал ежедневные попытки взять форт приступом вплоть до 7-го июня, когда к городу подошли русские войска под предводительством Кауфмана. Даже не вступая в столкновения с русскими отрядами, неприятель быстро покинул город.
Эта победа привела к тому, что Абдул-Гафар не решился поднимать восстание в Ташкенте, а вот Самарканд был сожжен русскими войсками полностью. А все имущество самаркандцев было отдано на 3-дневное разграбление русским солдатам. Ну а Бухарский эмир вынужден был признать все завоеванные территории Россией и уплатить контрибуцию (500 тысяч рублей). Кроме того, русские купцы получили право свободной торговли в бухарских городах. Вот на таких условиях был заключен очередной мир между Бухарским ханством и Россией в 1865 году. |