Реформы Мария привели к тому, что римская армия стала наемной. Но пехотинцами могли быть лишь граждане империи, а вот во вспомогательные войска могли наняться и мужчины из недавно покоренных земель. Кроме того, предоставление гражданства всем римским провинциалам, находящимся южнее реки По, привело к тому, что различия между римскими и союзническими легионами были стерты. Помимо этого, гражданские права получили и жители Испании и Южной Галлии. Ну а наемники из восточных провинций зачастую получали гражданство при вступлении в легион, чтобы не нарушать закон. Эти меры существенно увеличили мобилизационный ресурс Римской империи.
В имперский период обязательный призыв в армию отменяется, а место призывников занимают профессиональные военные, или как сказали бы в наше время – контрактники. Но тогда они назывались более просто – наемники. Вот только, среди римлян находилось слишком мало желающих служить в римской армии за деньги. А в случае мобилизации можно было наблюдать массовые попытки уклониться от воинской службы. Поэтому Рим был вынужден предоставить гражданские права жителям давно покоренных провинций.
Но и этого было недостаточно, поэтому уже во II веке Адриан был вынужден отдать распоряжение о возможности найма всех провинциалов, даже тех, кто не являлся гражданином империи. Благо среди них было много детей легионеров-ветеранов, которые компактно оседали в завоеванных провинциях. Именно дети легионеров в основном и являлись будущими солдатами Рима в надежде на предстоящий грабеж и легкое обогащение. Помимо них солдатами Рима становились и другие провинциалы, преследуя те же цели. Поэтому в легионах постепенно становилось все больше провинциалов, а коренных италийцев – все меньше. Так уже во времена Адриана в легионах было около 70-ти процентов галлов, бриттов и германцев, а не римлян.