Одним из важнейших узлов вагонотолкателя считается пантограф. Связано это с тем, что только надежный контакт между токосъемниками пантографа и троллеями способен обеспечить стабильную работу системы управления.
Существует целый ряд конструкций пантографа, которые используются на различных машинах. Но на вагонотолкателе ВТК-30П установлен пантограф, который изображен на рисунке внизу.
Как можно увидеть, он состоит из большого количества элементов. Поэтому токарные работы при его изготовлении необходимы. Причем от качества этих работ и будет зависеть работоспособность пантографа. Ведь только точное соблюдение всех размеров позволить системе быть устойчивой, а не разболтанной.
К особенностям данного пантографа можно отнести то, что его конструкция была разработана для вагонотолкателя, который комплектовался двигателями переменного тока. Но на вагонотолкателе ВТК-30П установлены двигатели постоянного тока большей мощности. Кроме того, в данном пантографе внутри токосъемных башмаков был установлен нагревательный кабель, чтобы в зимний период перед началом работы можно было растопить лед между троллеями и токосъемной поверхностью. В результате потребовалось внести изменения в конструкцию пантографа. Но внесены они были лишь в размеры токосъемных башмаков. Все остальные элементы небыли усилены, хоть вес башмаков и увеличился в 2,5 раза.
Во время пробного пуска вагонотолкателя было выявлено, что помимо этой ошибки расстояние между троллеями не соответствует тем данным, который на этапе проектирования предоставил заказчик. А подрядная организация не смогла качественно настроить пантограф. В результате боковые грани токосъемников во время движения вагонотолкателя соприкасались с соседними троллеями, что приводило к короткому замыканию.
Кроме того, троллеи буквально за пару часов работы оставили 5-миллиметровые бороздки на токосъемной поверхности.
Помимо этого во время движения вагонотолкателя была снесена токосъемниками опора троллеядержателя.
После настройки пантографа и защиты его боковых граней тектолитовыми планками от возможного соприкосновения токосъемников с соседними троллеями вагонотолкатель был сдан в эксплуатацию. Но спустя всего два месяца произошло короткое замыкание.
Для изоляции металлических элементов пантографа от токосъемников были использованы текстолитовые втулки, которые обработаны на станках не с теми допусками, что были указаны в документации. В результате монтажники при сборке конструкции забивали их в посадочные отверстия с большим усилием, что привело к повреждению втулок. Кроме того, выяснилось, что изготовили его не из электротехнического, а из поделочного текстолита. В результате они были «пробиты» электрическим током. Лишь после полной замены всех текстолитовых втулок проблема была устранена.
.