Шлаковоз К16
Одна из разновидностей несамоходных шлаковозов – шлаковоз К16. К особенностям этого шлаковоза можно отнести то, что его механизм опрокидывания винтовой а не секторный. Кроме того, разводка проводов по конструкции шлаковоза осуществляется по его наружной поверхности, а не в специальных каналах, выполненных в раме, как у секторных шлаковозов.
Шлаковоз предназначен для транспортирования жидкого расплавленного шлака от плавильного агрегата на грануляцию или в отвал. Конструктивно Шлаковоз состоит из следующих основных узлов
Тележка ходовая состоит из двух колесных пар с буксами, двух балансиров, балки шкворневой и скользунов. Балка шкворневая опирается на балансиры через пружинные комплекты. Соединение ходовых тележек с рамой производится через подпятники.
В опорное кольцо вставляется и надежно закрепляется ковш. В состав кольца входят зубчатые рейки, по которым осуществляется перекатка шестерен жестко посаженных на кольцо с помощью валов.
Механизм кантования шлаковоза обеспечивает опрокидывание и возвращение ковша в исходное положение с помощью траверсы установленной на вал кольца опорного. Перемещение траверсы осуществляется двумя винтами (верхним и нижним). На каждом винту установлены сопряженные между собой зубчатые колеса, также в механизм опрокидывания входят следующие основные узлы: редуктор, электродвигатель (МТКН 412 22 кВт, 700 об/мин), зубчатые муфты, промвал, подшипниковые узлы, конечные выключатели и гайки, соединяющие винты с траверсой.
Траверса служат для перемещения и удержания опорного кольца с ковшом на раме при кантовании.
Механизм опрокидывания укрыт ограждениями и кожухами.
Для сцепления шлаковозов в состав по торцам рамы встроены автосцепные устройства железнодорожного типа. Управление автосцепкой производится с помощью рычага.
На приводной стороне рамы предусмотрены гнезда под установку вилки блочной для подключения двигателя и конечных выключателей к сети.
Для предохранения от опрокидывания шлаковоза при кантовке ковша (чаши) в конструкции предусмотрены рельсовые захваты.
От электродвигателя через муфту, редуктор и ещё одну муфту вращение передается на шестерню промвала, после - через зубчатые колеса вращение передается одновременно на нижний и верхний винты, которые вращаются навстречу друг другу, при этом осуществляется прямолинейное перемещение траверсы, соединенной с каждым винтом соответствующими спецгайками. Траверса соединена с одной из цапф опорного кольца.
На обоих цапфах опорного кольца напрессованы также отлитые шестерни. Зубчатые венцы шестерен входят в зацепление с зубчатыми рейками, приваренными к стойкам рамы. Нагрузка при опрокидывании ковша и опорного кольца через беговые дорожки реек передаётся на раму шлаковоза. При этом осуществляется вращательно-поступательное движение ковша с опорным кольцом. В крайних положениях поворот кольца с ковшом фиксируется с помощью конечных выключателей.
В зависимости от направления вращения электродвигателя происходит опрокидывание ковша в соответствующую сторону.
|