Какие способы продажи бизнеса наиболее популярны в Украине?
Всегда найдется множество причин, по которым собственник решается продать бизнес. Это может как катастрофическое ухудшение финансового положения, так и успешная реализация плана по развитию и дальнейшей реализации бизнеса. Помимо этого существует еще множество причин, побуждающих продать бизнес.
Но какая бы не была побудительная причина продать бизнес, нужно изначально определиться со схемой его продажи. Существует несколько таких схем. Например, продать бизнес в Украине можно, как целостный имущественный комплекс. В этом случае владелец передает покупателю всю документацию, необходимую для ведения бизнеса. И лишь после этого реализуется процедура переоформления прав собственника. В соответствии с украинским законодательством сделка по приобретению целостного имущества заверяется нотариусом и регистрируется в госреестре.
Продавец после заключения сделки должен будет оплатить налог (5% от стоимости имущества) на полученный доход от продажи бизнеса. Продажа бизнеса в Украине этим способом имеет один существенный недостаток -новому собственнику придется заново оформлять все разрешительные документы для ведения бизнеса.
Поэтому еще существует способ, когда продается не имущественный комплекс, а корпоративные права на него. В этом случае происходит смена собственника бизнеса. В результате переоформлять все разрешительные документы новому собственнику не придется.
Еще к особенностям этого способа приобретения бизнеса можно отнести то, что покупатель фактически выкупает доли у всех учредителей бизнеса. Поэтому заверять у нотариуса в обязательном порядке такой договор не нужно.
С экономической точки зрения такой способ продажи бизнеса выгоден продавцу тем, что не придется платить НДС государству.
Но в любом случае сделку совершают лишь после проведения оценки бизнеса. Причем в зависимости от целей покупателя специалисты оценочного агентства будут использовать доходный, затратный или сравнительный метод. Но чаще всего для составления отчета оценщик будет использовать все три метода в той или иной степени, чтобы предоставить достоверные сведения по рыночной стоимости бизнеса, его потенциальным перспективам и стоимости имущества. |