Практически на всех металлургических предприятиях имеются не самоходные шлаковозы, которые предназначены для доставки ковша с жидким шлаком к отвалу или к пункту переработки жидкого шлака.
Эти шлаковозы не имеют привода передвижения. Поэтому из них формируют состав, который перемешается тепловозом вначале к месту установки ковшей со шлаком. Эти ковши с жидким шлаком доставляются к месту погрузки самоходными шлаковозами, а затем с помощью крана устанавливаются поочередно на каждый шлаковоз не самоходный.
Когда на все шлаковозы в составе будут установлены полные ковши, то тепловоз начнет транспортировку к отвалу. У отвала находятся шкафы управления, к которым будет подключаться привод поворота ковша. Тут сразу отмечу, что сейчас будет рассмотрено лишь электрооборудование шлаковоза. Механическая часть с чертежами общего вида будет выложена позже.
Что касается производства шлаковозов, то в настоящее время достаточно тяжело найти качественный металл, особенно это касается таких вещей, как круг нержавеющий 12х18н10т гост. Да и найти разъемы типа СНВ взрывозащитного исполнения сейчас проблематично. А именно разъемами шлаковозы и подключаются к шкафам управления. Поэтому сейчас шлаковозы комплектуются либо самодельными разъемами с металлическими гильзами (чертеж такого разъема показан на первом рисунке), либо разъемами типа СВР рудничного исполнения. Второй вариант разъемов предпочтительнее, так как у него имеются силовые контакты и контакты для подключения цепей управления. Ну а в первом случае конечные выключатели (контролируют крайние положения ковша) не будут задействованы в схеме, что является нарушением техники безопасности. Схема подключения электрооборудования шлаковоза приведена ниже
Итак, электрооборудование шлаковоза состоит из электродвигателя МТКН 3312-8У1, конечных выключателей ВП16 и разъемов СВР-63М. Иногда по требованию заказчика устанавливается взрывозащищенный или рольганговый электродвигатель. Что касается самой разводки, то она выполняется с помощью обычного металлорукова термостойким проводом (6 мм2 для силовых цепей и 2,5 мм2 для цепей управления) в каналах, которые специально изготовлены в металлоконструкции шлаковоза.